пятница, 20 ноября 2015 г.

Интернет-урок по русскому языку «Падежи имен существительных»

Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
Прочитайте, объясните смысл пословиц и поговорок.
У него дело из рук валится. Без дела жить – только небо коптить. Делу время, потехе час. За правое дело стой смело. За делом и день пролетит незаметно. Пора поговорить и о деле.
– На что обратили внимание? (В каждом предложении есть форма одного и того же слова “дело”.)

 
– Почему вы решили, что это форма одного и того же слова, а не родственные слова? (В словах изменяется только окончание.)
– Запишите слово “дело” с вопросами. Выделите окончания.
Что? дело
Без чего? без дела
Чему? делу
За что? за дело
За чем? за делом
О чем? о деле

– Сколько вопросов поставлено к формам слова “дело”? (Шесть.)
– Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменяли слово “дело” по вопросам.)
— Какой вывод можно сделать?… Верно, имена существительные могут изменяться. Как называется такое словоизменение вы узнаете из текста:
Изменение имен существительных
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.
Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.
Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонениеизменение слова по падежам.
У слова есть шесть падежей
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою
И про свое призвание
На ушко им поют.
В русском языке 6 падежей. В разных языках разное количество падежей (от 2-х в английском, хинди до 46 в табасаранском).
Интернет урок по русскому языку Падежи имен существительных тест русский язык Интернет урок 4 класс 3 класс
Интернет урок по русскому языку Падежи имен существительных тест русский язык Интернет урок 4 класс 3 класс

Именительный падеж

Есть  именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в
подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

Кто? Что?Интернет урок по русскому языку Падежи имен существительных тест русский язык Интернет урок 4 класс 3 класс

Интернет урок по русскому языку Падежи имен существительных тест русский язык Интернет урок 4 класс 3 класс

Когда говорят «назовите имя существительное в его начальной форме», подразумевают именительный падеж (с древнегреческого языка «именующий, называющий имя». Именительный — тот, который называет по имени, именует.) Существительное в этом падеже — это как раз прямая форма слова. Отвечает на вопросы кто? что?
Все остальные падежи дают нам косвенную форму слова.
Запомни! У именительного падежа НЕ БЫВАЕТ ПРЕДЛОГОВ!

Родительный падеж

А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нетвот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на
винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Интернет урок по русскому языку Падежи имен существительных тест русский язык Интернет урок 4 класс 3 класс

Интернет урок по русскому языку Падежи имен существительных тест русский язык Интернет урок 4 класс 3 класс

Название означает «полученный с рождения». Его главная функция — обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца (сын Петра, книга сестры, житель города). Слова в этом падеже отвечают на вопросы кого? чего?

Дательный падеж

Я- называюсь Дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу.
Но и один гулять хожу.

Интернет урок по русскому языку Падежи имен существительных тест русский язык Интернет урок 4 класс 3 класс

Дословный перевод дательного падежа с греческого: dotike по-гречески «дательный». Достаточно ясно прослеживается его связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа — название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, привет другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?

Винительный падеж

А я – винительный падеж
И я во всём виню 
невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
Интернет урок по русскому языку Падежи имен существительных тест русский язык Интернет урок 4 класс 3 класс
Винительный падеж  с греческого слова aitiatike означает «причинный» (в древнерусском и старославянском языках это означало «вина»). Основное значение винительного, «причинного» падежа — называть объект действия, который является причиной, вызывающей само действие (любить маму, писать письмо). Вопросы этого падежа: кого? что?

Творительный падеж

А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
Интернет урок по русскому языку Падежи имен существительных тест русский язык Интернет урок 4 класс 3 класс
Творительный падеж связан с глаголом «творить» — делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное значение творительного падежа (писать пером, рисовать красками). И его вопросы — кем? чем?

Предложный падеж

Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
Интернет урок по русскому языку Падежи имен существительных тест русский язык Интернет урок 4 класс 3 класс
А вот дал название предложному падежу известный русский ученый Михаил Ломоносов, отразив его признак — обязательное употребление предлога (учиться в школе, побывать в городе). Вопросы этого падежа: о ком? о чём? Хотя вместо предлога о может подставляться либо в, либо на.
А вы знаете, что… В древнерусском языке был ещё один падеж — звательный. Он служил для выражения обращения.
Хитрый совет: Чтобы запомнить порядок падежей, нужно выучить стишок:

Иван Рубит Дрова, Варвара Топит Печь.

По условию задачи
Есть мышонок , кот и сыр .
И её решеньем будет
Заучить падеж до дыр .
***
Кто ? Конечно кот в засаде .
Что ? Прекрасен сыр и свеж .
Применяется, конечно,
Именительный падеж .
Нет кого ? Конечно мыши .
Нет чего ? И сыр исчез !
Применяется, конечно, здесь
Родительный падеж .
Если б дал кому ? Мышонку
Тот кусочек сыра Васька ,
Дательный падеж тогда бы
Стал бы дружным и прекрасным !
Если б котик поделился
С кем и чем ???
С мышонком сыром ,
То творительный падеж
Завершился б вкусным пиром .
И кого теперь винить ?
Мышь ? Или что ?
Кусочек сыра ?
Нет ! Винительный падеж
Не закончит дело миром !
А теперь , куда ж деваться ,
В падеже предложном котик
Думает о чём ? О сыре !
И урчит пустой животик …
Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно:
  1. найти слово, к которому относится данное существительное;
  2. поставить от этого слова к имени существительному вопрос.
Интернет урок по русскому языку Падежи имен существительных тест русский язык Интернет урок 4 класс 3 класс

Интернет урок по русскому языку Падежи имен существительных тест русский язык Интернет урок 4 класс 3 класс
Упражнения для закрепления…
1. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме.
                   Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки  сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком.
                   То место, где ……………. впадает   в море, озеро или другую ……………., называется устьем.
Слова для справок:   река, реки, реку, реке, рекой

Комментариев нет:

Отправить комментарий